ОШИБКИ БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫСОТОМЕРА
Под ошибкой (погрешностью) прибора понимается разность между показаниями прибора и действительным значением измеряемой величины. При пользовании приборами удобнее учитывать не ошибки, а поправки. Под поправкой понимается величина, которая должна быть алгебраически прибавлена к показанию прибора для получения действительного значения измеряемой величины. Иначе говоря, величина поправки равна ошибке, взятой с обратным знаком.
Барометрическим высотомерам присущи инструментальные, аэродинамические и методические ошибки. Рассмотрим сущность указанных ошибок и их учет.
Инструментальные ошибки возникают вследствие несовершенства изготовления механизма высотомера, износа деталей и изменения упругих свойств чувствительного элемента. Эти ошибки определяются путем проверки высотомеров в лабораторных условиях. По результатам проверки составляются таблицы, в которых указывается значение инструментальных поправок для различных высот полета.
Аэродинамические ошибки возникают за счет неточного измерения статического давления на высоте полета. Статическое давление воспринимается приемником воздушного давления (ПВД), помещенным вне самолета по возможности в неискаженном потоке воздуха или в специальном отверстии в фюзеляже самолета.
Измерение статического давления, особенно при полете на сверхзвуковых скоростях, связано с большими трудностями, так как воздушный поток, обтекающий самолет, искажается. Поэтому в барометрических высотомерах появляется аэродинамическая
ошибка. Величина этой ошибки зависит от типа самолета, скорости и высоты полета. Аэродинамические ошибки определяются при летных испытаниях самолета. На рис. 3.7 показан график аэродинамических поправок для одного из типов самолетов.
Для точного выдерживания высоты заданного эшелона на самолете должны быть таблицы показаний высотомеров с учетом инструментальной и аэродинамической поправок (суммарных поправок). В табл. 3.1 даются показания высотомера для наивыгодней — ШІІХ скоростей. Показания высотомера при скоростях полета, отличающихся от указанных в таблице, определяются путем учета дополнительных поправок, значения которых приводятся в специальной инструкции.
Таблица 3.1
Показания высотомера с учетом суммарных поправок
Высотомер, тип… №… Самолет, тип… № • • — Дата проверки. . . Тип ПВД. . .
Расчет производил…………………………. (подпись) |
Из таблицы видно, что для полета, Например, на эшелоне 1500 м на наивыгоднейщей скорости летчик по высотомеру должен выдерживать высоту 1560 м. Подобные таблицы составляются для каждого высотомера.
Методические ошибки приборов вызываются несовершенством принятого метода измерений. Методические ошибки барометрических высотомеров возникают из-за несоответствия фактических, температур и давлений у земли и на высоте полета их расчетным или введенным в прибор значениям."Рассмотрим характер и величину методических ошибок барометрических высотомеров.
Ошибка за счет несоответствия начального! давления. Барометрические высотомеры позволяют учитывать начальное давление на аэродроме взлета путем установки стрелок
давление уровня аэродрома. В полете высотомер будет измерять,| высоту относительно того уровня, давление которого Р0 установлено на шкале.
Если давление на уровне начала отсчета высоты не соответствует давлению, установленному на высотомере, то высота будет измерена с ошибкой. V
Величину ошибки за счет несоответствия начального давления’* ДЯ0 найдем из уравнения (3.2), заменив в нем дифференциалы конечными приращениями:
■RT0^.
Для определения величины ошибки Л/Д (в метрах) подставим в последнюю формулу значение /? = 29,27 м/град, 7’0 = 288° и Р0 = = 760 мм рт. ст., тогда получим
(3.8)
Где ДР0 — разность (в мм рт. ст.) между давлением на уровне начала отсчета высоты и давлением, установленным на высотомере.
Соотношением (3.8) связаны показания шкалы давления и стрелок барометрического’ высотомера.
■J Известно, что за один час давление в одном и том же пункте может измениться на 1—2 мм рт. ст. и более. Поэтому за время полета, особенно дальнего, к моменту возвращения на аэродром посадки ошибка в высоте может составлять несколько десятков и даже сотен метров. Поэтому перед заходом на посадку необходимо установить на высотомере фактическое давление на уровне аэродрома посадки. Это давление сообщается экипажу с аэродрома посадки по радио.
Температурная ошибка. Причиной ошибки является несоответствие фактического распределения температуры воздуха с высотой стандартным значениям, принятым в расчете механизма высотомера.
Для определения температурной ошибки будем считать темпе — 32
I>.чтуру воздуха постоянной и равной среднему значению темпера — гуры столба воздуха Тср, Тогда уравнение (3.2) примет вид
йР <Ш 10 пч
(М)
Проинтегрируем уравнение (3.9) в пределах от Р0 до Рн и соот — иггственно от 0 до Я:
рн н
ЯГ) 1 /Э
dH, откуда
Решив это уравнение относительно Я, найдем
Н = RTcp (3.10)
н
«Формула (3.10) позволяет определять высоту полета через среднее значение температуры столба воздуха.
Предположим, что давление у земли остается неизменным и ранным Р0, но средняя температура столба воздуха отличается от расчетной (стандартной). Тогда согласно формуле (3.10) высоту полета можно определить так:
н
Исли учесть характер изменения температуры с высотой, изображенной на рис. 3.3, то среднее значение температуры для люпин высоты может быть подсчитано с помощью соотношения
^ср = ~~ff~ + Т Hi (З-П)
ыиорое получается путем замены фигуры OTqKMH равновеликим прямоугольником OTcvFH. Если высота не превышает 11 000 м, то и ном соотношении следует полагать ЯИ = Я. В этом случае, спра — игдлнвом для тропосферы, формула (3.11) сведется к более про — I тому виду
7-ср = ^Ц^. (3.12)
В формулах (3.11) и (3.12) под Т0 и Тн следует понимать фак — іпчсскую температуру воздуха у земли и на высоте полета.
Однако высотомер будет показывать высоту
tfnp^T’cp. pin#- (3-13)
н
Решив совместно формулы (3.10) и (3.13), найдем высоту Я,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температурную ошибку в стратосфере можно представить в] виде суммы двух ошибок:
— ошибки в слое тропосферы, т. е. к высоте 11 000 м;
— ошибки в слое стратосферы, которая будет накапливаться ■ с высоты 11 000 м.
Первую ошибку мы рассмотрели выше. Соответствующую ей поправку определяем для высоты ЯИСЩ)=11000 м по шкале пере-‘ счета высот для тропосферы. Эта поправка равна разности между] отсчетом приборной высоты и И 000 м (рис. 3.8). Данную поправ — J ку можно также определить по приближенной формуле
ДЯ-« 900+ 20 (*„ + *„). (3.15)
Вторую ошибку можно определить таким образом. Так как в! стратосфере температура остается постоянной, то формулу (3.14) для стратосферы можно записать в следующем виде:
т
И — И _______________
испр„ “прп 216,5 ’
где ЯиспРи и Я — исправленная и приборная высота относительно начального уровня стратосферы (11000 м);
Тн —фактическая температура в стратосфере; 216,5—расчетная (стандартная) температура для стратосферы.
Если определять высоту относительно уровня с давлением 760 мм рт. ст., то последняя формула примет вид
Яиспр — 11000 = (Япр — 11000) , (3.16)
где Яиспр и Япр — исправленная и приборная высоты относительно, уровня с давлением 760 мм рт. ст.
Прологарифмировав формулу (3.16), запишем ее в таком виде; lg (Яиспр — 11000) = gTH — lg216,5 + lg (Япр — 11000).
На основании этой зависимости на навигационной линейке построены шкалы: «Температура для высот более 12 000 м», «Исправленная высота» и «Высота по прибору» (рис. 3.9). Порядок пересчета высот’на этих шкалах виден из рисунка.
Пример. Определить исправленную высоту полета, если температура на земле <о= +5°, на высоте t= — 65°, а высотомер показывает ЯПр = 16 000 м. Решение. 1. Определяем сумму температур:
to + t„ = ( + 5) + (-65) = -60°:.
2. По шкале пересчета высот для тропосферы определяем температурную по-
ionH 11006
правку в слое тропосферы, пользуясь ключом ■—ту— —————- ~ к — :
V Vnp
Ш = Нпр —11006 = —380 м
(по приближенной формуле (3.15) ДЯ = —300 а)-
|
|
|
|
|
|
и слое стратосферы:
Я;с„р = 15 800 м.
4. Учитывая ошибку в слое тропосферы, окончательно получим Я„СПр = 15 800 + (—380) = 15 420 м.
Примечания: 1. На навигационной линейке шкала для пересчета высоты и стратосфере оцифрована с высоты 12 000 м. Это связано со свойством десятичной логарифмической шкалы. Промежуток высот от 11 000 до 12 000 м надо рассматривать как более крупные разряды этой же логарифмической шкалы. Так, например, число 300 на шкале линейки НЛ-10М надо понимать как высоту 11 300, 11 030 и т. д.
При пересчете высот в диапазоне от 11000 до 12 000 м наибольший удельный вес температурной ошибки падает на тропосферу. Поэтому для упрощения расчета целесообразно в указанном диапазоне пересчет высот выполнять по шкале для тропосферы, которая с этой целью продлена до высоты 12 000 м.
2. На шкале пересчета высот для стратосферы навигационной линейки ІІЛ ЮМ внутри ромбического индекса стоит цифра «12». Последняя может примести к неверному заключению, что границей перехода от тропосферы к стратосфере является уровень 12 000 м. Совпадение ромбика и цифры на линейке случайное, так как цифра 12 относится к шкале расчета истинной скорости полета.